Пятница, 01.03.2013, 15:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Это интересно
Туча тегов
Рыночные цены
Валюта
Форма входа
Статистика
Яндекс.Метрика

FOREX-FM

Главная » 2012 » Октябрь » 31 » Бурить, пока не произошла катастрофа
13:35
Бурить, пока не произошла катастрофа

Прошло более двух лет с момента катастрофы на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, а гонка за право разработки крупных месторождений продолжается почти без помех. Создается впечатление, будто энергетические концерны и политики не извлекли из разрушительной аварии на платформе Deepwater Horizon никаких уроков, отмечает немецкая «Handelsblatt»

Сразу после катастрофы правительство Соединенных Штатов ввело шестимесячный запрет на проведение глубоководного бурения. Но этот мораторий уже давно снят. Сегодня государства и концерны форсированными темпами ведут разведку в очень чувствительных в экологическом отношении регионах – работы проводятся как в морских глубинах, так и в Арктике.

Во время взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon 20 апреля 2010 года погибли 11 рабочих. Тогда отказал клапан, который должен был перекрыть нефтяную скважину на глубине 1500 метров. После чего в море вылилось 780 миллионов литров сырой нефти, был загрязнен Мексиканский залив, а также берег в районе дельты реки Миссисипи.

Только в августе 2010 года удалось перекрыть образовавшуюся течь. Компания BP считается главным виновником масштабного загрязнения окружающей среды. Это была крупнейшая нефтяная катастрофа в американской истории. Однако энергетические концерны вновь получают миллиардные прибыли, в том числе — BP.

Концерны и государства вновь без всяких ограничений ведут поиск новых нефтегазовых месторождений в экологически чувствительных районах — в морских глубинах, а также в Арктике. Так, например, британско-голландский энергетический гигант Shell в ближайшие месяцы начнет бурение нефтяных скважин в американской части Арктики у северных берегов Аляски.

Возможные риски в расчет не принимаются. «Никакой нефтяной чумы не будет», — подчеркнул американский министр экологии Кен Салазар (Ken Salazar). Я исхожу из того, что такого рода проблем не будет", — уверенно добавил он. По его словам, компания Shell доказала, что обладает оборудованием, позволяющим предотвратить попадание нефти в море, и в чрезвычайной ситуации способна устранить нефтяную чуму.

ОЖИДАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ СИЛЬНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ

Защитники окружающей среды считают иначе. Они проявляют беспокойство по поводу последнего незатронутого региона Земли. «Вопрос не в том, случится катастрофа или нет. Вопрос в том, когда именно в Арктике произойдет нефтяная авария, — считает нефтяной эксперт организации Greenpeace Йорг Феддерн (Joerg Feddern). – С каждым новым бурением риск аварии увеличивается».

Но ожидаемая прибыль заставляет отбросить подобного рода сомнения. Геологи считают, что примерно восьмая часть неразведанных нефтяных запасов и примерно треть неизвестных пока месторождений природного газа расположены в Арктике. В соответствии с существующими оценками, в морских глубинах к северу от Полярного круга находится примерно 90 миллиардов баррелей нефти (один баррель – 159 литров). Для сравнения: Германия импортирует ежедневно около 2,3 миллиона баррелей нефти.

Поэтому такие прибрежные арктические государства, как Соединенные Штаты, Канада, Россия, Дания и Норвегия надеются получить миллиардные доходы от разработки нефтяных и газовых месторождений. Помимо Shell, в полярных водах у берегов Аляски намерены работать и конкуренты – американская компания Conoco-Philips, а также норвежский концерн Statoil.

У арктических берегов России, а также в Сибири начинают проведение разведывательных работ «Газпром» и «Роснефть» в кооперации с американским концерном Exxon Mobil. Американский концерн намерен инвестировать 3,2 миллиарда долларов в поиск месторождений нефти в особо сложных для добычи регионах России. По оценке «Роснефти», существующие там запасы составляют 13,2 миллиарда баррелей сырой нефти. Доходы от продажи нефти и природного газа в 2011 году составили половину российского государственного бюджета.

Находящиеся в последнее время на высоком уровне цены на нефть притягивают нефтяную отрасль в пока еще неразведанные районы севера. Дело в том, что многие арктические проекты могут быть прибыльными только в том случае, если цена за баррель составляет 100 долларов и выше. Причина состоит, прежде всего, в экстремальных температурных условиях. В арктических морях бурение может проводиться только в летний период. А зимой шторма и паковый лед часто делают добычу невозможной, а судоходные пути для снабжения – непроходимыми.

В отличие от этого, в некоторых районах на суше бурение скважин возможно только зимой. Летом тундра превращается в болото, и буровые установки невозможно транспортировать. По оценкам специалистов, добыча нефти на суше в Арктике может быть в два раза дороже, чем, например, на обычных нефтяных полях в Техасе или в Персидском заливе.

Экстремальные погодные условия делают разведку полезных ископаемых как дорогой, так опасной. Не исключено, что в случае катастрофы спасатели со своим тяжелым оборудованием не смогут попасть в нужное место, если, например, морские пути будут перекрыты паковым льдом. «Если авария произойдет незадолго до наступления зимы, то нефть будет беспрепятственно вытекать под лед в течение нескольких месяцев», — предупреждает, например, эксперт по Арктике Питер Уэдхемс (Peter Wadhams) из Кембриджского университета.

Серьезная авария на буровой установке в Арктике, подобная той, что произошла в Мексиканском заливе, будет иметь, по мнению экспертов, более серьезные последствия. Нефтяные осадки образуются при низких температурах медленнее, чем в более умеренных климатических зонах.

Аргументы против бурения в холодных и пустынных регионах весьма серьезны. Настолько серьезны, что защитники окружающей среды получили поддержку с неожиданной стороны – французский концерн Total первым из крупных энергетических предприятий открыто высказался против бурения нефтяных скважин в Арктике. Риск нефтяной чумы в экологически чувствительном арктическом регионе очень велик, предупреждает председатель правления концерна Total Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie). Нефтяная авария, например, в Гренландии была бы катастрофой, — подчеркнул Маржери в конце сентября в интервью британской газете Financial Times. «Подобного рода авария нанесла бы слишком большой ущерб престижу предприятия», — добавил он.

«Остальной части этой отрасли следует прислушаться к высказанным предупреждениям. С учетом существующих рисков нефтяные компании не должны даже с клещами приходить в этот регион», — говорит эксперт по Арктике организации Greenpeace Бен Эйлифф (Ben Ayliffe). Однако глава Total не полностью против проведения буровых работ в Арктике. По его мнению, добычу газа в этом регионе легче контролировать.

ОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В СЛУЧАЕ НЕБРЕЖНОЙ РАБОТЫ КОНЦЕРНОВ

Помимо спорных поисков нефти в арктических водах, концерны вновь пытаются прорваться в морские глубины. Спустя год после нефтяной чумы в дельте реки Миссисипи правительство Соединенных Штатов разрешило проводить буровые работы на большой глубине. Осенью 2011 года пострадавший концерн BP получил возможность возобновить нефтеразведку.

У берегов Бразилии многонациональные концерны также осуществляют бурение на больших глубинах. Но правительство Бразилии принимает меры, если нефтяные концерны работают небрежно. Так, например, занимающемуся глубоководным бурением швейцарскому концерну Transocean было запрещено работать в стране. Суд Рио-де-Жанейро в конце сентября постановил, что швейцарский концерн должен прекратить свою деятельность в Бразилии. Вместе с BP концерн Transocean работал на платформе Deepwater Horizon, на которой произошла авария.

Поводом для подобного решения в Бразилии стали два происшествия, случившиеся в конце прошлого года, а также в марте этого года. Концерну Transocean вместе с американской фирмой Chevron долгое время не удавалось устранить течь на одной из нефтяных платформ у южных берегов Бразилии.

По данным бразильских властей, в результате в море попало 3000 баррелей нефти. Похожий случай произошел весной этого года. Однако, у него не было серьезных последствий. Концерн Chevron после этого по собственной инициативе принял решение о прекращении работ. Помимо этого, в начале августа правительство Бразилии запретило этому предприятию возобновление добычи нефти в стране. Это серьезный урок для нефтяной отрасли.

«Handelsblatt», Германия

Просмотров: 276 | Добавил: severoff | Рейтинг: 5.0/1